Сценарии, сценки, конкурсы и.т.п. к праздникам
Сцена́рий — литературно-драматическое произведение,
написанное как основа для постановки кино- или телефильма. Сценарий в
кинематографе, как правило, напоминает пьесу и подробно описывает каждую сцену
и диалоги персонажей. Иногда сценарий представляет собой адаптацию отдельного
литературного произведения для кинематографа, иногда в этом случае автор романа
бывает и автором сценария (сценаристом).
Сценарист - это человек, который пишет сценарий к фильму.
Иногда многие сценаристы заняты в написании одного и того же сценария, прежде
чем режиссер выберет лучший. Необязательно автор книги пишет сценарий при ее
экранизации. Эта работа обычно отдается сценаристу.
Понятие Сценарий, как литературное произведение, так же
используется при проведении праздников и иных мероприятий.
Элементы сценария
описательная часть (ремарка или сценарная проза),
диалог
закадровый голос
титры
Сценарий в кинематографе
Любой фильм, независимо от его жанра, можно условно
разделить на части:
экспозицию, где зритель знакомится с главным героем или
героями,
завязку — где герой или герои попадают в ту самую
драматическую ситуацию, которая приведет к усложнению.
усложнение, самая большая часть фильма, содержащая
обязательную сцену,
перипетии — в состав которых может входить одно или
несколько усложнений.
кульминацию,
развязка, за которой следует финал.
Виды сценария в кино:
Кино-сценарий
Режиссёрский сценарий
Экспликация (как снимать)
Режиссёрская экспликации.
Стандарты и условия
Требования к сценариям имеют различия в зависимости от
страны и киностудии, которая его принимает.
Над литературным сценарием работает кинодраматург, часто в
этой работе участвуют продюсер и режиссер, которые нередко становятся его
соавторами.
Чтобы литературный сценарий мог быть использован, его
адаптируют к условиям кино, трансформируя в киносценарий, где описательная
часть сокращается, четко прописываются диалоги, определяется соотношение изобразительного
и звукового ряда. Здесь драматургическая сторона разрабатывается по сценам и
эпизодам, а постановочная разработка действия ведется по объектам съемки.
Каждая новая сцена записывается на отдельную страницу, что впоследствии
облегчит работу в установлении их последовательности в развитии сюжета. Кроме
того, киносценарий проходит производственное редактирование. Это необходимо для
определения длины фильма, количества объектов съемки, павильонных декораций,
количества актёров, организации экспедиций и многого другого. Без этого
невозможно рассчитать финансовые затраты на кинопроизводство.
Выразительные средства
Деталь как выразительное средство
Сюжет можно сравнить с мертвым деревом, имеющим ствол и
основные ветви. Узнаваемость деталей (в широком смысле этого слова) служит
тысячами мелких веточек с зелеными листочками, то есть дает дереву жизнь.
Детали должны работать. Наличие в кадре большого количества инертных (то есть
не работающих) деталей размывает внимание зрителя и в конечном итоге вызывает
скуку. Четкую характеристику активной (то есть работающей) детали дал А. П.
Чехов: «Если в первом акте на сцене висит ружье, в последнем оно должно
выстрелить». Это конструктивная формула для активизации всех компонентов драмы,
вовлеченных в сюжетное развитие общей идеи.
Существует пять основных аспектов детали:
Деталь, создающая перипетию, есть предмет, который находится
в центре внимания не только эпизода, но и целого фильма, является поводом к
действию (подвески королевы, платок Дездемоны).
Деталь — это предмет, который находится в активном
взаимодействии с актёром, помогает ему выстраивать характер персонажа
(тросточка Чарли Чаплина, монокль барона у Ж.Ренуара).
Деталь — это часть, по которой зритель может догадаться о
том, что происходит в целом (песня корабельного врача, движение отсветов на
лице «Парижанки», перстень шефа в «Бриллиантовой руке»).
Деталь-персонаж — предмет, который одушевляется, и на него
переносятся человеческие функции (шинель Акакия Акакиевича, «Красный шар» А.Ла
Мориса).
Деталь, создающая настроение (в «Амаркорде» Ф.Феллини —
павлин, распушивший хвост в конце панорамы, показывающей заснеженную слякотную
улицу).